В Украине впервые проверили качество автомобильного газа

      Комментарии к записи В Украине впервые проверили качество автомобильного газа отключены

В Украине впервые проверили качество автомобильного газа

На этот момент автомобильный газ есть полноценным соперником бензина. Согласно данным специалистов, количество автомобилей на «голубом» горючем приближается к цифре 30% в целом по стране, и до 50 процентов в городах и столице-миллионниках. Наряду с этим большое количество газовых заправок трудятся вне правового поля, что не мешает «бочкам» оказаться в массовом количестве и в самых неожиданных местах.

Обстоятельство таковой массовости кроется в деньгах — нелегальные заправки не платят розничный налог (около 1,20 грн./литр), исходя из этого смогут реализовывать газ дешевле, чем «белые» сети АЗС. Непременно, такая скидка приманивает водителей, как Путин Трампа, но никто не может быть уверенным в том, что же он приобретает в конечном счете. В случае если и за качеством бензина в отечественной стране контроль очень условный, то уровень качества газа по большому счету терра инкогнита.

Что же нам «задувают» в баллоны в действительности? Ответить на данный вопрос взялись эксперты Университета потребительских экспертиз в сотрудничестве с инспекционной компанией Инспекторат Украина.

Проба

Процесс изучения достаточно трудоёмкий и денежно затратный, исходя из этого решено было проверить последовательность всеукраинских сетей АЗС (ОККО, WOG, БРСМ-Нафта), громадные сети региона и столицы (КЛО, Luxwen) и пара «бочек», т.е. незаконных заправок, каковые стоят на каждом углу. Специалисты приезжали на АЗС и отбирали пробы в особый пробоотборник, с виду похожий на простой бытовой баллон. И в случае если с сетевыми заправками неприятностей не было, то «бочки» все, как одна, отказались отпускать газ, в то время, когда специалисты информировали, для каких целей он отбирается. В конечном счете, на одной из заправок удалось осуществить отбор, но чек продавцы так и не дали.

Такая обстановка насторожила специалистов, и, как выяснилось, не напрасно.

Точность налива

В первую очередь в лаборатории удостоверились в надежности точность отпуска газа. Многие автолюбители неоднократно жаловались на то, что заправляют газа больше, чем ёмкость баллона, либо на намного меньший пробег на том же количестве газа, приобретённого на различных АГЗС. Наряду с этим мало кто обращает внимание на температурный режим, и обвиняют во всем заправки. Эти изучения посрамили наговорщиков — у всех сетевых заправок точность налива выше 97 процентов. Правильнее всего — у ОККО и КЛО. А вот у «нелегалов» — погрешность значительно больше.

Получается, что никакой экономии у «бочки» шофер не приобретает. Понижение отпускной цены хозяин таковой АГЗС компенсирует себе за счет недолива. Да и еще заправит неизвестно чем.

Об этом ниже.

Раскладываем на компоненты

В лаборатории образцы тестировались на соответствие требованиям ГОСТ 27578 «Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта» по показателю «Компонентный состав». Как мы знаем, автомобильный газ складывается из бутана и смеси пропана, и вторых углеводородов (изобутана, пропилена, этана, этилена и т.д.). Для различных времён года количественное содержание смеси возможно различное — летом это примерно 40:60 (пропана к бутану), зимний период же напротив — 60:40. В межсезонье же оптимальная пропорция приблизительно 50:50.

Так как чем больше пропана в газе, тем выше давление насыщенных паров и тем лучше работа и пусковые качества топливной аппаратур в зимний период эксплуатации.

Одним из основных моментов есть кроме этого марки сжиженного газа. Главных две — ПБА (пропан-бутан автомобильный) и СПБТ (смесь пропана бутана техническая). В чём отличие? Первая марка — очищенный газ, адаптированный под применение в машинах, вторая — более «нечистый», предназначенный для бытовых потребностей (к примеру, отопления).

И тут обнаружились неприятные сюрпризы.

Европейский стандарт EN 589-2008 в разделе термины трактует автомобильный сжиженный газ как таковой, что содержит незначительное количество непредельных углеводородов (пропилена, бутенов и пентанов (пентенов). В Украине действует ГОСТ 27578-87, что устанавливает допустимую норму непредельных углеводородов — не более 6 %. В примере, отобранном на нелегальной АГЗС, таковых выяснилось намного больше норматива — более чем 10 процентов! Исходя их этих данных, такое горючее нельзя отнести к автомобильному. Помимо этого, в газе из «бочки» кроме этого выяснилось мало пропана — 36 процентов при норме не ниже 50±10 %. Исходя из вышеизложенного возможно констатировать, что в резервуарах данных заправок находится газ СПБТ, потому, что содержание непредельных углеводородов в нем (ДСТУ 4047-2001) не нормируется. Для автомобиля это не смертельно, но как минимум расход для того чтобы газа будет намного больше, чем простого ПБА.

Имеется и другие нюансы. К примеру, по требованиям к СПБТ допускается жидкий остаток до 1,6 %, а для ПБА наличие остатка не допускается. Помимо этого, допустимое предельное содержание серы в ПБА ниже, чем в СПБТ (а по требованиям EN 589 — не более 50 мг/кг).

Подобно и с меркаптановой серой.

Наличие жидкого остатка в СПБТ при его применении в машинах ведет к накоплению остатка в баках, засорению фильтров, неисправностям топливной аппаратуры. Наличие непредельных углеводородов ведет к повышению вредных веществ в продуктах сгорания. Повышенное содержание серы ведет к сокращению срока работы каталитических нейтрализаторов и загрязнению внешней среды оксидами серы.

Наличие меркаптановой серы ведет к повышенной коррозии подробностей топливной аппаратуры.

У остальных участников изучения все образцы продемонстрировали хорошие результаты, и все они обосновывают, что отобранное горючее есть автомобильным газом марки ПБА. Близкое к совершенному соотношение компонентов для межсезонья (пробы отбирались в октябре) продемонстрировал пример, купленный в сети АЗС ОККО — 49 бутана и 48 пропана. Такое соотношение разрешает обеспечить самоё равномерное сгорание смеси, соответственно, и обеспечить экономичность езды.

На втором месте — автомобильный газ сети АЗС КЛО, с соотношением 51:45. Кстати, образцы КЛО и сети Luxwen были самыми «чистыми», пропилена в них выяснилось соответственно 0,10 и 0,04 процента.

И еще один важный параметр — плотность газа. Чем она больше, тем больше при других равных пробег на одной заправке. В этом параметре самые высокие показатели показали образцы сетей ОККО и КЛО.

Итоги

Изучение продемонстрировало, что не обращая внимания на низкую цену, заправляться на «бочках» невыгодно — будет больше расход и имеется риск повреждения подробностей авто. И необходимо не забывать, что доказать что-либо при проблем на таких заправках будет нереально. Да и безопасность в том месте очень условна.

У громадных «белых» сетей обстановка намного лучше. Они заинтересованы не в одноразовой сиюминутной пользе, а в сохранении постоянных клиентов, исходя из этого рисковать качеством товара не склонны. И у них, по крайней мере, возможно взглянуть документацию на сжиженный газ, дабы лишний раз проверить, что ты заливаешь в баллон.

BRSM

WOG

OKKO

KLO

LUXWEN

«Бочка»

Methane

0,03

0,09

0,12

0,08

0,18

0,09

Ethane

1,10

0,88

1,53

1,74

1,62

0,81

Ethylene

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Propane (норма — 50%+-10%)

58,35

43,58

49,23

51,20

44,56

36,74

Propadiene

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

Propylene (норма — не более 6%)

0,18

5,49

0,29

0,10

0,04

10,19

iso-Butane

13,01

15,08

17,92

17,18

11,87

20,26

n-Butane

23,67

35,85

30,08

28,26

40,85

29,43

Точность налива,%

97,5

97,5

97,6

97,6

97,5

95,6

Плотность при 20 0С, кг/м3 (норма — 490-580)

525,8

516,0

536,8

535,6

534,6

526,3

Октановое число (моторный м-д) (норма — не меньше 89)

94,1

90,5

93,1

94,0

93,1

92,4

Теги: пресс-релизы

Заготовка сжиженного газа в Украине


Подобранные для Вас, статьи:

Кроме этого весьма интересно: